О самом названии игры существует несколько мнений. Английский автор Джон Вильк, например, отмечал, что первоначально бильярдная игра имела название ball-yerds, составленное из древнесаксонских слов: ball (мяч) и yerd (палка). В других источниках упоминается о том, что слово "бильярд" происходит от франц. bille (шар). Точное время появления бильярдной игры установить невозможно. Известно лишь, что она, так же как и шахматы, очень древнего происхождения, а родиной бильярда является Азия; по утверждению одних - Индия, по мнению других - Китай. Точно можно сказать одно: вообще игры в мячи или шары были одними из первых, придуманных человеком. Надо полагать, что первые "китайские" бильярды появились в Европе в XV-XVI веках. Однако игры по принципу современного бильярда были здесь известны гораздо раньше. Например, в народной немецкой игре "Balkespiel", популярной в Германии еще в средние века, употреблялись длинные столы с грубыми бортами и углублениями, куда игрок при помощи дубинки старался загнать каменный шар противника. В Англии примерно в те же годы была распространена игра "Pall-Mail". Участники этого состязания на твердо утрамбованной земляной площадке перекатывали несколько шаров, стараясь провести их по определенным правилам через ворота. В середине XV века многие такие игры из "садовых" превратились в "комнатные". Две версии возникновения бильярда в Европе получили наибольшее распространение. По одной - пионерами здесь являются англичане, по другой - французы Сторонники первой версии приводят обычно сохранившееся письмо Марии Стюарт к архиепископу Глазго, написанное в день ее казни 17 февраля 1587 года. Лишенная трона шотландская королева и неудачная претендентка на трон английский упоминает про свой бильярд и просит приготовить для него место в другом помещении. Французы с первенством англичан не соглашаются. Они вспоминают короля Франции (1461-1483) Людовика XI, который однажды приказал установить в своих апартаментах бильярдный стол. Другие авторы приписывают изобретение бильярда своему соотечественнику Генриху Делинье, жившему в период правления короля Карла IX (1560-1574), который сам, по мнению историков Франции, был страстным любителем этой игры. Во Франции при короле Людовике XIV бильярд среди дворянства, так же как и в Англии, был очень моден. Отдавал ему дань и сиятельный монарх. Превосходной игрой на бильярде можно было получить доступ к королевскому двору. Постоянным партнером Людовика XIV был некий Шамильяр. Ему удалось сделать быструю карьеру: сначала он из писарей был произведен в советники при Парижском парламенте, потом сделался контролером государственных финансов, а в 1707 году стал военным министром. В XVII столетии бильярд приобретает широкую популярность в Германии и других европейских странах, совершенствуется инвентарь. Шаги к улучшению бильярдного стола привели к изменению его формы. Вначале квадратный, потом шести-, восьмиугольный и даже круглый, он в конце концов получает твердо установившуюся современную четырехугольную форму, в которой утверждается строгая, независимо от величины бильярда, пропорциональность: длина стола всегда вдвое больше его ширины. Изменилась и величина бильярдных столов. Опыт показал, что интересной игре способствуют большие их размеры. Следует особо отметить, что в России, где бильярд развивался автономно, в конце концов выработался свой тип лузного бильярда. Еще в 30-40-х годах прошлого века инвентарь отличался большим разнообразием и непропорциональностью деталей. Попадались шары намного меньшего по сравнению с шириной луз диаметра; борта были или очень низки или слишком высоки, на многих столах лузы имели длинное устье, в результате чего не идеально точно пущенные шары не отталкивались от луз, а часто застревали в них. При состязании на таких столах шансы плохих и хороших игроков уравнивались, и борьба между ними теряла интерес. Только в 1850 году хороший игрок и управляющий бильярдной фабрикой в Петербурге А. Фрейберг создал образец русского шестилузного бильярда, который удовлетворял необходимым требованиям. Вместе с формой стола, конструкцией луз совершенствовалась и форма выступа бортов в той их части, которая обтягивается резиной. На первых лузных бильярдах этот выступ по всей высоте представлял собой как бы сплошную вертикальную стенку. Шар при этом имел много точек соприкосновения с резиной, из-за чего отражался в непредсказуемом направлении, да и технически изготовить совершенный борт было трудно. Позднее московские бильярдные мастера Щульц и Бригген предложили низкий борт и ограничили его наклонной плоскостью с заостренным закруглением резины. Так для игры было удобнее. Но заостренность закругления и то, что точка соприкосновения шара с резиной находилась против его центра и даже несколько ниже, таили сюрпризы: при сильном ударе шар часто подскакивал вверх и затем падал на поверхность стола, быстро теряя при этом данную ему силу движения. В дальнейшем усилиями многих бильярдных специалистов, и особенно А. Фрейберга, был выработан так называемый "нормальный" борт. Ему соответствует умеренное закругление резины и высота, обеспечивающая прикосновение шара в точке, расположенной чуть выше его центра. Такая форма бортов сохраняется и до настоящего времени. В 1875 году профессиональный игрок и фабрикант Гердерс изобрел передвижные борта. С помощью специальных винтов их можно было поднимать вверх и опускать вниз. Таким образом, высота бортов регулировалась в зависимости от размеров шаров. Однако практика игры выявила существенный недостаток: при любом изменении высоты бортов ширина луз оставалась постоянной, что при разных шарах создавало очевидные неудобства. Хотя это изобретение и было запатентовано в ряде западных государств, оно не получило широкого распространения. Не дремали пытливые умы и в других странах. Например, в германском городе Мюнхене в 1901 году появился "бильярд с зеркалами". В журнале "Нива" № 43 за 1902 год появилось следующее сообщение об этом изобретении: "Сущность нового бильярда заключается в следующем: на нем ставятся под известным углом несколько зеркал (выставленный в Мюнхене бильярд имеет их шесть) и играющий, глядя на них, может сейчас же узнать, каким манером и на сколько ладов может быть пущен данный шар. Таким образом, теперь даже всякий новичок, умеющий делать лишь прямые удары, может вполне легко и свободно проделывать труднейшие удары. Изобретателем этого интересного бильярда является учитель гимназии в Баварии некто Фситлер. В настоящее время уже взят патент на новое изобретение во многих странах". Фотографии, сопровождающие журнальный текст, говорят, как минимум, об одном серьезном недостатке - возможности повреждения зеркал шарами, случайно вылетевшими за борт. Не исключено, что именно это стало препятствием к распространению изобретения. С середины XVIII века в связи с ростом популярности бильярда в ряде стран вводятся ограничительные законы, по которым часть прибыли от игровых залов отнималась в доход государства. В какой-то степени эти налоги сдерживали развитие бильярдного спорта. Франция раньше других освоила и свой, особый тип безлузного бильярда. В 70-80-е годы XVIII столетия впервые вошла в обиход трехшаровая игра "Карамболь". Первые правила бильярдной игры издал в 1674 году в городе Лионе француз Этьен Луазон. Трактовка им различных игровых моментов была сложной и недостаточно ясной. Но уже в этих первых правилах автор их подчеркивал, что бильярдная игра не только "приятна для ума", но и полезна для здоровья. Вплоть до конца 20-х годов XIX столетия действия кием не отличались замысловатостью. "Диапазон" их ограничивался простым ударом в центр шара, посредством которого невозможно было дать шару-битку произвольное направление. Причиной тому было залитое гипсом углубление в тонком конце кия. При попытке ударить такой нашлепкой в любую точку шара, кроме центра, происходил сбой или, как его называют, "кикс". Кроме того, каждый игрок имел около себя несколько киев, которые регулярно макал в жидкий гипс. Столы пачкались и имели неопрятный вид. Гипсовые кии часто рвали сукно. Изобретателем такого, неплохого все же для своего времени гипсового кия считается французский офицер майор Дуга. За бильярдным столом он много лет был непобедим. Но невозможность хорошо владеть "своим" шаром из-за несовершенства кия побудила игроков искать способы улучшения этого орудия игры. В 1827 году французский виртуоз бильярда Менго изобрел круглую кожаную наклейку для кия. Это на первый взгляд простое новшество произвело своего рода революцию. При игре гипсовым кием требовался лишь механический навык - после удара в центр шар катился строго по прямой. Теперь, с помощью кожаной наклейки, ее изобретатель стал демонстрировать несравненно более сложные удары: шар вращался и двигался по искривленной траектории, вдруг сам собой останавливался и откатывался назад, перескакивал через другие шары и т. д. В России бильярд появился в начале XVIII столетия при Петре I. Будучи за границей, в Голландии, и познакомившись в этой игрой, Петр приказал изготовить для себя бильярд, который стал любимым его развлечением. По примеру царя его приближенные тоже стали заводить у себя бильярдные столы. Спустя некоторое время игра быстро распространилась по дворянским поместьям, клубам, дворцам знати. Еще большее распространение бильярд получил при императрице Анне Ивановне, которая играла на нем почти ежедневно. С началом XIX столетия игра из дворцов и поместий переместилась в общественные места: гостиницы, трактиры, клубы. Например, уже к 40-м годам прошлого века в русской армии не было ни одного полка, в офицерском собрании которого не стоял бы бильярд. В 30-х годах XIX века в России придумали "Малую русскую пирамиду", которая сразу приобрела большую популярность. Эта игра до сих пор остается классикой бильярда. Наглядность борьбы и разнообразие ударов никого не могут оставить равнодушными. В конце XIX - начале XX века бильярдная игра все более принимает характер спорта. В ряде стран организуются внутренние и международные соревнования. Так, например, в сентябре 1999 года в Москве был проведен первый официальный международный турнир по Пирамиде, который имел статус чемпионата Мира. В этом соревновании приняли 34 спортсмена из 22 государств. В интереснейшей борьбе победителем стал двадцатилетний мастер спорта международного класса Евгений Сталев из Подмосковья. Турнир проводился во Дворце спортивных единоборств ЦСКА, рассчитанным на 1000 зрителей, что оказалось недостаточным, так как на финальной игре присутствовали более1700 человек. Это ли не показатель популярности бильярда? Все это вселяет надежду на то, что в недалеком будущем наряду с другими видами спортивных игр достойное место займет и бильярд. Балин И. В. "В мире бильярда"
Другие материалы по теме
|